Школа получила прощальный «подарок» от Фурсенко
Школа должна перестать ориентироваться на подготовку творцов и начать готовить по преимуществу «квалифицированных потребителей». А такие потребители должны освоить лишь какую-то одну дисциплину. Действительно, «зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?»...
********
Перед отставкой он утвердил Федеральный государственный образовательный стандарт
Власти приняли решение более не тратить свое время на обсуждение с обществом нового Федерального государственного стандарта (ФГОС) среднего (полного) общего образования, по которому будут учиться наши дети в 10-11 классах. Вчера новый министр образования и науки Дмитрий Ливанов просто направил в Минюст подписанный его одиозным предшественником Андреем Фурсенко вариант того самого стандарта, который был предложен в прошлом году прежним руководством ведомства и который вызвал тогда буквально шквал критики со стороны научно-педагогической общественности и родителей. Даже Владимир Путин, будучи в то время премьером, сказал тогдашнему министру Андрею Фурсенко, что мнение общества надо бы учитывать.
Минобрнауки и «учло», келейно подправив прежнюю редакцию документа. Никаких обсуждений – как говорил матрос Железняк, «караул устал». Пошли бы, мол, вы, граждане, с вашими предложениями…
Напомним, первый вариант ФГОС для старших классов предусматривал обязательное изучение лишь четырех предметов (если здесь вообще уместно это слово): это «Россия в мире», «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), физкультура и некий «индивидуальный проект». Освоение всех остальных дисциплин, включая такие базовые, как история, русский язык и литература, математика и физика, химия и биология, становилось, по сути, факультативом. Хочет молодой человек освоить химию (русский язык, историю, литературу, математику, физику и пр.) – пусть она становится темой его «индивидуального проекта». А не хочет – никто не неволит. Главное – знать, что такое «Россия в мире» (что это за предмет, затруднится ответить, наверное, любой ученый), как спасти свою жизнь (ОБЖ) и быть спортсменом. Ну и создать для развития «творческих способностей» некий «индивидуальный проект» по выбранному предмету. «Химик» в этом случае может вовсе не изучать русский язык, литературу и историю. По логике известного персонажа Фонвизина: «Зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?». Впрочем, и Фонвизина теперь знать не обязательно: достаточно, например, быть спецом лишь в одной химии.
В этом стандарте, который пыталось навязать обществу ведомство Фурсенко, нагляднейшим образом проявилась вся «философия» реформаторов от образования. Школа должна перестать ориентироваться на подготовку творцов и начать готовить по преимуществу «квалифицированных потребителей». А такие потребители должны освоить лишь какую-то одну дисциплину. Действительно, «зачем географию учить, коли на свете извозчики есть?»...
Говорят, после полета Гагарина президент Кеннеди вызвал к себе ближайших советников и велел им подумать о реформе американской школы, позаимствовав опыт школы советской. «А то вскоре все мы будем вынуждены учить русский язык», – предостерег Кеннеди. Состояние нынешней отечественной школы такого беспокойства у него наверняка не вызвало бы.
Ко всему прочему, в предложенном в 2011 году ФГОС присутствовала и столь греющая душу нынешних «реформаторов» меркантильная выгода. Ведь что значит максимальное сужение круга обязательных предметов (до четырех) и максимальное расширение перечня предметов «необязательных»? А то, что за обучение необязательным дисциплинам государство сможет брать с учеников (родителей) деньги. Экономия-то какая! Ранее за обучение по абсолютно всем предметам обязательной школьной программы платить-то не надо было. А теперь многие из этих предметов станут факультативными – за обучение можно и плату взимать.
Все эти моменты ФГОС-2011 возмутили родителей и учителей. В адрес правительства страны было направлено коллективное письмо протеста, которое подписали свыше 20 000 педагогов. Предложенный ведомством Фурсенко ФГОС был фактически забракован.
И как же отреагировала власть на негодование общественности? А в очень свойственной ей манере. Была создана комиссия под председательством главы Курчатовского научного центра; те же люди, которые писали первоначальный вариант стандарта, немного его отредактировали. А потом министр образования и науки (уже новый, поскольку г-н Фурсенко в состав правительства уже не попал) подписал этот обновленный вариант, сделав тем самым Федеральный государственный стандарт внутриведомственным документом. ФГОС для начальной школы, напомним, утверждал российский парламент. А самый ответственный ФГОС – для старшей школы – Минобрнауки решило ввести, по сути, без общественного и депутатского обсуждения.
Да, в новой редакции ФГОС для 10-11 классов обязательных предметов уже не четыре, а гораздо больше: к присутствовавшим в первом варианте документа ОБЖ и физкультуре добавились математика, русский язык и литература, а также иностранный язык (он же станет третьим обязательным ЕГЭ). Вместо «России в мире» появилась история. Кроме того, школьник должен будет выбрать сам не более трех дополнительных курсов. Но здесь его образовательные аппетиты ограничены: общее число учебных часов по этим выбранным предметам не должно превышать 37 в неделю. Тогда преподавание этих дисциплин останется бесплатным. Если же ученик захочет выучить что-то еще – пожалуйста, но за это наверняка придется платить.
Как видим, в новом варианте ФГОС власти все же учли высказанное общественностью недовольство по поводу явно выраженной тенденции к «дебилизации» и монетизации отечественного образования. Но общая «философия» документа и после редакции фактически не изменилась. Та же физика – предмет, формирующий мировоззрение человека – перестал быть обязательным, превратившись в «факультатив». Хочешь изучать физику – подай заявку, не хочешь – знать ее не обязан. Вот и будет школа выпускать в жизнь людей, которые даже не будут знать, как устроен окружающий их мир.
«Если говорить об утвержденном стандарте, – пояснил «Накануне.ру» президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, – то естественные науки там выносятся на изучение по выбору, и, кроме того, большая часть развивающих предметов выносится за рамки обязательной программы. Это значит, что Россия переходит к тем стандартам, к которым еще в начале 90-х годов перешли США. Это подготовка тупых, неразвитых потребителей». «Мы видим, – продолжает эксперт, – что с утверждением стандартов государство снимает с себя ответственность за формирование личности в средней общеобразовательной школе, и в течение 5-10 лет мы получим людей малоразвитых, имеющих отрывочные знания, неспособных на интеллектуальный продукт, неспособных творчески что-то делать. Мы получим массу потребителей, для которых главным в жизни будет заработок, и у нас начнутся серьезные социальные проблемы, а главное – Россия не сможет претендовать на роль развивающейся постмодернистской страны. Она окончательно превратится в придаток сырьевой трубы, чего добиваются в первую очередь США».
Новый ФГОС должен вступить в силу с 2020 года.